Большие иностранные компании уходят с российского рынка. Клининговые компании потеряли много клиентов, они готовятся к массовым увольнениям сотрудников. Одновременно, уменьшилось количество заказов на уборку квартир. Горожане стали экономить, отказываются от лишних трат. К тому же цены на услуги мастеров чистоты тоже на месте не стоят. С нами технический директор производственного центра «Клининг Мастер» Вера Глебовская.
Опишите нам масштабы проблемы, масштабы бедствия?
«Нас период пандемии закалил к переменам, адаптации к разным условиям. Но сейчас компании, которые работают в корпоративном сегменте потребителей, обслуживают юридических лиц, сталкиваются с тем, что в очень короткий период происходит резкое сокращение объёма оказываемых услуг. Заказчики просят либо покинуть объект, либо минимизировать службу уборки. Поэтому, действительно, начались массовые увольнения. Весь предыдущий, достаточно долгий период, мы жаловались на то, что кадров не хватает. Сейчас за короткое время стали все обладать избытком сотрудников. Мы думаем об их загрузке, каким образом сохранить наиболее квалифицированный штат в период, когда заказов мало и стандартные объёмы сокращены. В то же время компании, задействованные в клининге частного сектора премиального сегмента, объём услуг не уменьшают. Они продолжают жить в комфортных условиях, стандартных для них сервисах».
Это звучит немного странно. Ведь сообщается, что многие люди уехали за границу, в том числе обеспеченные.
«И всё-таки не все. Их меньшинство, так же как, в принципе, премиальных клиентов меньшинство из всех. Из них уехало тоже меньшинство. Поэтому, критического падения объёма заказов в этом сегменте пока не наблюдается. Посмотрим, что будет дальше».
То есть, образовалась пустота, которую ничем не заполнить с уходом иностранных компаний?
«Она заполнится со временем. На их месте будут появляться российские торговые и производственные предприятия различных сфер. По мере их расширения и роста платежеспособности они будут больше и больше пользоваться услугами уборки. Клининг связан не только с наличием объектов. Если производственные, офисные и торговые центры не будут пустовать, то их кто-то должен будет убирать. Поэтому, это временное падение спроса. Но мы не понимаем, какой период это займёт. Производство не возрождается и не появляется молниеносно. Возможно, это займёт год или два».
А компании, которые отказались от сотрудничества с вами, их просто уже нет физически в этих офисах? Они их покинули?
«Есть офисные помещения, логистические, производственные. На примере Макдональдса. Допустим, закрывают ресторан. Одновременно закрывают предприятия, которые производят для них продукты питания. Потому что Макдональдс всё кроме картофеля фри закупал и производил здесь, у российских подрядчиков и поставщиков. То есть, их объёмы рухнули. А если говорить про клининг, то какие-то клининговые компании убирали сами рестораны, другие – заводы, производящие мясо, булочки и т.д. Третьи работали в логистических комплексах, а там сейчас полки пустые, транспортной логистики и складов нет. Мы все взаимосвязаны друг с другом. И у всех резко уменьшились потребности друг в друге. То есть, сами здания остались, но не выполняют функцию, для которой они построены. Поэтому, быстрыми темпами идёт упадок потребности в услугах уборки. Логистические комплексы или производственные предприятия, которые продукты питания для Макдональдса выпускали, ещё есть. Но они сворачивают деятельность до нуля постепенно. Это произойдёт в течение нескольких недель. Здание будет простаивать. Будут в нём находиться дежурный охранник и администратор».
Он же будет протирать пыль?
Также как в пандемию, когда перешли на удалёнку, оставались дежурные охранник, менеджер, администратор и всё. Вместо нескольких тысяч человек дежурили трое в здании. Просто, чтобы быть в готовности встречать людей, когда они вернутся в эти помещения.
У вас сильно подорожало всё? Например, бытовая химия?
«С 25 по 28 февраля подорожание на расходные материалы и моющие средства составило от 20 до 100%. На импортные товары — до 100%, на российские — от 20 до 30%. К огромному сожалению, всё производство связано с компонентами и ингредиентами, которые они получают от зарубежных поставщиков. На границе 14 и 15 года, когда резко вырос курс валюты, российские поставщики увеличили цены на 30%, импортные — на 100%. Сейчас то же самое происходит».
Хозяйственное мыло возвращается в наш обиход?
«Во-первых, все начинают тратить меньше в штуках и граммах. Всё, что можно использовать многократно, используют максимально. Это очень экологично. Мы будем меньше тратить пластиковых пакетов, меньше грамм химических средств, будем больше использовать чистой воды. Пока просто минимизировали всё в штуках и граммах. Очевидно, сейчас будет очередной виток импортозамещения. Как и в 14 — 15 годах, появились протирочные материалы, дополнительные моющие средства новых производителей. Сейчас тоже начнут появляться производители, которые заместят иностранных поставщиков. Проблема в том, что не все качественные продукты можно заменить быстро. Мы 25 лет в клининге. Есть продукты, которые все 25 лет химики пробуют повторить, и у них не получается создать аналог».
Приведите примеры?
«Средства по уходу за различными поверхностями, которые продлевают срок службы. Есть всевозможные пропитки, полимеры, наносоставы, пастеризаторы, которые продлевают срок службы поверхности, в первую очередь, пола и других элементов интерьера. У наших производителей не получается создать такое качество продукта. При том, что наши химики и лаборатории работают над этим вопросом 25 лет».
А что с сотрудниками? Вы говорите, что приходится увольнять, а мы думали, что дефицит персонала. Что с легендарными филиппинками, которые убирали квартиры москвичей и ухаживали за детьми?
«Филиппинки нас покинули в период карантина и пока не имели возможности вернуться, поэтому, это прошедшая история. Сейчас, из-за политических фобий, многие иностранные сотрудники, а в городах миллионниках в основном у нас приезжие из стран СНГ были, они уезжают, потому что считают, что в России оставаться опасно. Даже если их не увольняют, они ищут возможность уехать. Кто уже обзавёлся жильём, взял ипотеку, у кого дети ходят в колледжи, они надеются, что их нагрузка увеличится. Приезжие в основном работали в графике 6/1, в интенсиве, максимум 1 выходной. Им даёшь выходной, а они ещё обязательно где-то подработку ищут».
Коммерческий директор учебно-производительного центра «Клининг Мастер» Вера Глебовская.